Афазия (нарушение сформировавшейся речи)

Афазия является одной из самых сложных речевых аномалий. Она характеризуется частичной (в редких случаях полной) утратой речи у ребёнка, которая была уже полностью сформирована. Данной патологией страдает 1% всех детей на планете. При афазии в первую очередь нарушается коммуникативная речевая функция, также происходит дезинтеграция всей психо-эмоциональной сферы ребёнка.

 

 

Афазия развивается как результат при поражении речевых центров и нервных окончаний, отвечающих за речевые сигналы, коры головного мозга. Этот синдром относится к органическим нарушениям височных, лобной, теменной или затылочной частей мозга.

Чаще всего афазийные расстройства происходят по следующим причинам:

  • заболевания сосудов головного мозга и кровеносной системы, они встречаются у детей крайне редко;

  • черепно-мозговые травмы и сотрясения, эта причина является одной из ведущих в детском возрасте;

  • воспалительные процессы в головном мозге (энцефалит, абсцесс);

  • новообразования внутри черепной коробки (злокачественные и доброкачественные опухоли);

  • заболевания центральной нервной системы, имеющие прогрессирующее течение (болезнь Альцгеймера, например);

  • операции на головном мозге;

  • наличие наследственного фактора.

Степень тяжести афазии и возможности её устранения зависят от того, какой участок коры головного мозга повреждён, каковы причины синдрома и насколько сильны компенсаторные функции организма. У маленьких детей в силу несформированности центральной нервной системы афазийные процессы могут начать своё обратное развитие.

Для точной постановки диагноза необходима полная проверка детской речи, слуха, памяти, других интеллектуальных процессов. Для этого используются специальные тесты.

Диагностика устной речи. Проводит её логопед в ходе беседы с ребёнком. Во время общения выясняются способности к пониманию слов и предложений, построению фраз. Определяется связность детской речи, её динамические характеристики и особенности голоса у ребёнка.

Диагностика письменной речи. Проводится в форме изложения, диктанта, чтения и пересказа.

Диагностика слухоречевой памяти. Самая распространённая методика — тесты на запоминание цепочки слов.

Для определения поражённых участков и выявления первопричины синдрома необходимо проведение клинических исследований: магнитно-резонансная и компьютерная томография головного мозга, ангиография, ультразвуковое диагностирование кровеносных сосудов головы и шеи, дуплексное сканер мозговых сосудов, биопсия.

Лечение одновременно протекает в двух направлениях.

  • Лечение основного заболевания: использование медикаментозных препаратов, операции при необходимости, восстановительная терапия (массаж, лечебная физкультура, физиотерапия).

  • Коррекция речи. Схема лечения зависит от степени афазийного расстройства у ребёнка, его типа. В любом случае она проводится в первую очередь логопедом.