Диагностика речевого развития в Челябинске +7 964 241 65 50

 

Если у вас есть подозрения, что речь Вашего ребёнка развивается не совсем правильно, он не использует при общении некоторые звуки, которые уже должен говорить по своему возрасту, приходите с ним на диагностику речи (она же логопедическое обследование) и получите полную картину развития ребёнка.

Это единственный способ получить консультацию  логопеда и предупредить появление проблем в развитии ребёнка и последующих сложностей освоения чтения и письма в начальной школе.

 

 

Если школьнику тяжело даётся освоение русского языка, он пишет и читает с ошибками, неусидчив, то диагностика также покажет причину. Диагностика совсем непохожа на какую-либо медицинскую процедуру, она проводится в игровой форме и доброжелательной атмосфере в присутствии родителей.

 

 

Несколько примеров, когда настоятельно рекомендуется обратиться к логопеду для диагностики речи:

 

  • Ребёнок не хочет говорить, но вы уверены, что он всё понимает.

  • Малышу 3 года и вас настораживает, что он говорит мало слов, при этом искажает их структуру (например, «кошка» — «кока», «тарелка» — «така»), не говорит предложениями.

  • В возрасте 4 — 5 лет не выговаривает многие звуки, говорит непонятно, будто на своём языке: создаётся ощущения «каши во рту». Звук «Р» не считается — его можно подождать до 6-7 лет.

  • Если после 4 — 5 лет путает в речи звуки «с-ш», «с-щ», «ч-т», «з-ж», «ц-с-т». Например, «шапка» — «щапка», «чайник» — «тяйник».

  • В возрасте 6 лет ребёнок допускает в речи много ошибок (например, «дома — домы» «уши — ухи»), в его речи отсутствуют звуки «Л» и «Р» или заменяются другими.

  • Ребёнок говорит с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, кажется, что он заикается.

  • В школе ребёнку тяжело запомнить рассказ и пересказать его, он с трудом может выучить стихотворение.

 

 

Если что-то из перечисленного относится к вашему ребёнку, настоятельно рекомендуется прийти на логопедическое обследование. Узнав про проблему и методы её решения сейчас, вы сможете предотвратить множество сложностей и финансовых трат в будущем.

 

 

 

 

Несмотря на то, что каждый ребёнок развивается индивидуально, существуют определённые временные интервалы появления звуков, соединения их в слова, предложения и формирования речевых умений. Логопед знает, что можно назвать нормой, а что считается отклонением для конкретного возраста. Например, у большинства детей до 5 лет речевое развитие ещё не завершено, и во время обследования это обязательно учитывается.

 

 

Ко мне на обследование часто приходят дети, которые практически не умеют говорить в 2–3 года, или в 4 года их речь соответствует возрасту 2,5 – 3 лет. Они не хотят общаться с незнакомым для них человеком в новом месте и открываться ему.

В этом случае сначала устанавливаются доверительные отношения с ребёнком, ему даётся время освоиться в незнакомой обстановке, разрешается брать заинтересовавшие игрушки и предметы. Пока ребёнок привыкает к новым условиям, я внимательно наблюдаю за его поведением, речью, спонтанными высказываниями и жестами во время игры и общением с родителями.

 

 

 

В проводимое диагностическое обследование речи входит проверка устной и письменной речи, слухоречевой памяти, звукопроизношения, общей, мелкой и артикуляционной моторики, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, фонематического восприятия, понимания речи, её лексического и грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи и т. д.

Также  проверяется наличие отклонений в строении губ, языка, нёба (короткая уздечка языка, высокое «готическое» нёбо, параличи мышц лица).

 

 

 

Логопедическое обследование определённо требуется детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма. Как показывает практика, к сожалению, иногда данный диагноз ставят детям ошибочно. У малыша может быть темповая задержка речи или её общее недоразвитие, что тоже является проблемой, но в сравнении с аутизмом гораздо менее серьёзной. Родители волнуются и переживают, их детей определяют в спец. классы или школы. А нужно просто доверить диагностику хорошему специалисту.

 

Нарушения речи могут проявиться в самом раннем возрасте и важно вовремя их заметить. Это позволит исправить их в короткий срок с минимальным вложением денег. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег потребует коррекция. Поэтому рекомендуется впервые приводить детей на диагностику к логопеду в период от 2,5 до 3 лет.

 

Родителям стоит довериться логопеду и не скрывать имеющиеся у ребёнка проблемы нервной системы, особенности поведения, какими бы необычными они ни были. Агрессивность, гиперактивность, недержание мочи, истерики, сосание пальцев, тики — всё это симптомы поражения или недоразвития центральной нервной системы, влияющие на развитие речи.

 

По завершении обследования вы получите заключение, где подробно описан итоговый результат обследования.

Я подробно проконсультирую Вас по этапам развития речи, расскажу на что обращать внимание, проведу диагностику состояния речевых способностей ребёнка и выявлю имеющиеся задержки развития. Многолетний опыт работы и ежедневная практика позволяют мне дифференцировать имеющиеся проблемы, подтвердив тот или иной диагноз, и составить индивидуальный коррекционный курс. Даже если вы не планируете заниматься с логопедом, то всё равно будет полезно узнать, что нужно делать для правильного и гармоничного развития речи и как исправить имеющиеся проблемы своими силами, если они есть.

 

Записаться на консультацию

 

 

ВОПРОСЫ ПО УСЛУГЕ:

Каков порядок проведения логопедического обследования?
Диагностика проводится в следующей последовательности:

  • Логопед беседует с родителями об особенностях развития ребёнка, о том, как развивалась его речь, условиях семейного воспитания, изучает выписки из предоставленных документов (если они есть);
  • Проводится диагностика: ребёнку предлагаются различные задания в форме игры, во время выполнения которых специалист регистрирует все полученные данные;
  • Проводится беседа с родителями, где логопед рассказывает о результатах диагностики и даёт рекомендации как можно преодолеть выявленную проблему, если она есть. Если проблем нет, родители получают рекомендации по дальнейшему развитию речи своего ребёнка, на что нужно обращать внимание и какие методы использовать;
  • Полученные данные анализируются и оформляются в виде заключения, где указываются подробные результаты диагностики.

Что спрашивают у родителей во время логопедического обследования?
Перед тем как приступить непосредственно к изучению речи ребёнка, логопед беседует с родителями. Его могут заинтересовать такие вопросы:
  • Были ли в раннем возрасте у малыша тяжёлые заболевания;
  • Есть ли в его окружении двуязычие, недостатки речи у членов семьи (заикания, слишком быстрого или слишком медленного темпа речи, дефектов произношения);
  • Обращались ли его родители ранее за помощью к специалистам, какая проводилась работа, были ли результаты;
  • Особенности поведения: спокойный или конфликтный ребёнок, как он ведёт себя дома и в детском учреждении;
  • Как и с какими игрушками он играет, какими звуками или словами сопровождает игру;
  • Особенности мелкой и крупной моторики малыша, ловкий он или несколько неуклюжий, сложности переключения движений;
  • Особенности раннего развития: когда он стал отзываться на свое имя, улыбаться, лепетать, гулить, понимать обращенную к нему просьбу, как рано появились слова, словосочетания, фразы, какими они были;
  • Когда и почему родители заподозрили проблемы в развитии речи. Какие проблемы их беспокоят на данный момент. Например, малыш не говорит, искажает слова, не обращается к близким, или его речь автономна.

Какие задания даются ребёнку во время диагностики?
Чтобы понять, насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, его просят выполнить несколько подобных заданий:
    • Обнять маму, помахать рукой, закрыть и открыть глазки;
    • Показать и подать называемые логопедом предметы;
    • Показать части своего тела;
    • Показать предметы, действия, изображенные на картинках (4–6 штук);
    • Выполнить просьбу из 2–3 действий (возьми мишку из шкафа, сними с него шарфик и поставь мишку на окно);
    • Положить или взять предмет, лежащий перед коробкой, за коробкой, в коробке, под коробкой, на коробке, чтобы понять, насколько ребёнок ориентируется в пространстве;
    • Ответить на вопросы по содержанию прочитанного логопедом короткого рассказа или сказки.

 

На логопедическое обследование приходят дети с различным уровнем речевого развития. Соответственно, для детей с речью близкой к норме, и детей, имеющих в запасе всего несколько слов, применяются различные приёмы и методы. Если дети почти ничего не говорят, логопед использует подобные задания:

    • Предложить, чтобы родители предложили малышу повторить за ними активно используемые ребёнком слова;
    • Потянуть гласные звуки и их сочетания: а-а-а (как девочка плачет), и-и-и (как комарик пищит), иа-иа (как ослик разговаривает);
    • Предложить назвать по картинкам слова из 1–2 слогов (дом, кот, сок, лу-на, ли-са);
    • Проверить может ли он произнести фразу в любой форме, пусть даже и несколько искажённой форме: дай ку-ку (дай куклу), чу пи (хочу пить).

 

Если дети произносят слова и могут говорить предложениями, для исследования речи предлагаются такие задания:

    • Предложить назвать, что делают дети на картинке;
    • Попросить ответить на вопросы по картинкам для того, чтобы определить изменяет ли ребёнок слова по падежам, родам и числам;
    • Попросить ответить, где лежит предмет, или откуда его достали (в столе, на столе, под столом, за столом, перед столом);
    • Предложить повторить за логопедом слова из 3-4-5-6 слогов (лопата, молоко, пирамидка, умывается, причёсывается);

 

Если речь развита достаточно хорошо, и в ней имеются только мелкие недостатки, для её исследования применяются такие задания:

  • Предложить детям составить описания картинок с простыми сюжетами, ответить на вопросы по их содержанию;
  • Составить рассказ по серии из 2–4 картинок, связанных одним сюжетом;
  • Предложить послушать короткий рассказ или сказку и пересказать их, ответить на вопросы по содержанию, выбрать из нескольких предметных картинок только те, которые относятся к содержанию произведения;
  • Предложить изменить глагол по лицам и временам (я иду, ты… идёшь, мы… идём, они… идут);
  • Подобрать уменьшительные формы к словам (палка – палочка, сумка – сумочка);
  • Назвать детёнышей животных, транспорт, посуду, мебель;
  • Подобрать слово, противоположное по смыслу (большой – …, твёрдый – …, чистый – …);
  • Предложить «сказать наоборот»: пришёл – ушёл, испачкал – почистил, сел – встал;
  • Проверить правильность звукопроизношения на картинном и стихотворном материале;
  • Определить, умеет ли ребёнок выделять отдельный звук из слова, определять его место в слове, называть последовательно звуки, придумывать слова с заданным звуком.

Как расшифровываются термины в заключении логопеда?
Несмотря на то, что  заключение логопеда после диагностики делается по единому принципу, специалисты могут использовать в них непонятную родителям терминологию. Ниже приведём расшифровку наиболее частых терминов (нарушений):
    • ФНРфонетическое нарушение;
    • НПОЗнарушение произношения отдельных звуков;
    • ФФНРфонетико-фонематическое нарушение (нарушены фонематические представления, анализ и синтез фонем, различение звуков из одной группы);
    • ЛГНРлексико-грамматическое недоразвитие (при нормальном звукопроизношении нарушена грамматика, очень маленький словарный запас);
    • ОНР 1, 2, 3 уровня – общее недоразвитие (нарушены все компоненты языка: фонетика, лексика, грамматика).

Также документы отражают в результате чего произошло речевое нарушение и в какой форме оно присутствует у ребёнка. Логопед указывает в итоговом заключении одну или несколько патологий:

  • дислалия (нарушенное звукопроизношение отдельных групп звуков);
  • моторная алалия (понимание речи, но неумение выразить собственные мысли и эмоции);
  • сенсорная алалия (затруднённое понимание чужой речи);
  • сенсомоторная алалия (сочетание вышеуказанных нарушений);
  • афазия (распад сформированной речи);
  • ЗРР (задержка речевого развития);
  • дизартрия тяжёлая и средней степени тяжести (нарушение произношения из-за поражения центральной нервной системы);
  • ринолалия;
  • брадилалия (замедление темпа внешней и внутренней речи);
  • тахилалия (ускорение темпа);
  • спотыкание (полтерн – ускоренная речь с прерывистостью темпа);
  • заикание (судороги мышц лица и гортани);
  • ЗПР (задержка психического развития).

 

Записаться на консультацию