В последнее время дизартрия стала довольно распространённым речевым нарушением.
Дизартрия – это нарушение речи, при котором нарушена взаимосвязь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют такое состояние недостаточной иннервацией. Как следствие у детей с дизартрией нарушается произношение звуков речи, а также может страдать голосовая функция, речевое дыхание, темп, ритм и мелодичность речи.
На что родителям нужно обратить внимание:
1. Общая моторика.
Понаблюдайте за тем, как ваш малыш двигается. Как правило, дети-дизартрики недостаточно активны и быстро устают от нагрузок. Во время музыкальных игр и танцев ребёнку с дизартрией сложно будет попадать в ритм, он будет немного отставать от других детей. У детей с дизартрией будут вызывать трудности подражания движениям и голосу животных. Особенно тяжело им стоять на одной ноге, например, изображая цаплю.
2. Мелкая моторика.
Обратите внимание на то, как ваш ребёнок застегивает пуговицы, завязывает шнурки, берёт мелкие предметы.
Если замечаете какую-то неловкость или напряжённость, можете протестировать малыша. Для этого можно попросить сложить руки в «замок», предварительно показав, как это делается. Можно также предложить поиграть в «пальчики здороваются»: соединять большой палец со всеми остальными поочередно.
Если выполнить эти простые задания ребёнку никак не удаётся, то стоит сходить на консультацию к неврологу или логопеду.
3. Речевое дыхание.
У некоторых детей с дизартрией отмечается короткий выдох, и поэтому к окончанию фразы речь как бы затухает.
4. Голос.
Голос у дизартриков бывает очень высокий и тонкий. Также может быть нарушена мелодичность речи: ребёнку сложно менять высоту тона, поэтому речь бывает монотонной, темп речи или очень быстрый, или замедленный, но и в том, и в другом случае речь становится малопонятной.
5. Артикуляционный аппарат.
Здесь опишу признаки, которые родители, могут заметить самостоятельно.
• Слабость мышц органов речевого аппарата: уголки рта у ребёнка постоянно опущены; при открытом рте язык высовывается наружу; губы вялые и не смыкаются, остаются малоподвижными даже тогда, когда ребёнок говорит; отмечается повышенное слюноотделение.
• Мышцы речевого аппарата напряжены: губы сжаты; язык напряжён; также может наблюдаться слюнотечение.
• Может наблюдаться дрожание языка. Причём это происходит не в состоянии покоя, а во время разговора. Иногда начинают дрожать и голосовые связки.
6. Звукопроизношение.
Больше всего при дизартрии нарушается звукопроизношение. Звуки речи могут быть искажены, могут заменяться на другие, иногда пропускаются. Чаще всего бывают нарушены звуки не только одной группы (например, свистящие), но и нескольких групп звуков.
Если родители заметили ряд описанных симптомов у ребёнка и вовремя обратились к специалистам (неврологу и логопеду), это даст возможность исправить дефекты речи до поступления в школу.