Дислалия (нарушение звукопроизношения)

Дислалия у детей проявляется в нарушении произношения звуков (одного или нескольких) при нормальном физиологическом слухе и отсутствии нарушения центральной нервной системы.

 

При дислалии отмечаются следующие недостатки звукопроизношения:

 

• Пропуски

Пропуском звука называют его полное отсутствие в любой позиции (начало, середина или конец слова). Например, ребёнок говорит «ама» вместо рама.

 

• Замены

Под заменой звука подразумевают замещение одного звука родного языка другим, который также присутствует в фонетической системе этого языка. Например, ребёнок произносит «вампа», а не лампа, «сапка», а не шапка и т.д.

 

• Искажения

Искажение – это ненормативное произношение звука. Это значит, что в речи используется звук, которого не существует в фонетической системе языка. Таким примером является горловое, «французское» произношение звука Р.

 

У детей-дислаликов чаще всего нарушается произношение следующих звуков:

 

— заднеязычных: К, Кь, Г, Гь, Х, Хь

— свистящих: С, Сь, З, Зь

— шипящих: Ш, Ж

— аффрикатов: Ц, Ч, Щ

— соноров: Л, Ль, Р, Рь.

 

Различают 2 вида дислалии:

 

1. Дислалия механическая.

Данный вид дислалии обусловлен наличием отклонений в строении органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, губ, нёба. Механическая дислалия может появиться из-за повреждения артикуляционных органов в любом возрасте.

 

2. Дислалия функциональная.

Если нет никаких аномалий в строении речевого аппарата, то дефекты звукопроизношения относят к функциональной дислалии. Такая форма дислалии возникает в детском возрасте во время формирования произносительной системы.

 

Как правило, такое нарушение речи, как дислалия, успешно поддаётся коррекции. Хороший результат и время исправления этого нарушения зависят от количества дефектных звуков, от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, от систематичности посещения занятий и участия родителей.

 

Хочется отметить, что у детей-дошкольников недостатки произношения исправляются быстрее, чем у школьников, а у учащихся младшего звена – быстрее, чем у учащихся, обучающихся в средних и старших классах.

 

В целях профилактики механической дислалии нужно ещё в раннем возрасте обращать внимание на особенности строения органов артикуляции у ребёнка и вовремя обращаться к специалистам. Очень важно, чтобы с малышом разговаривали с первых дней его жизни, и чтобы он слышал только правильную и чёткую речь.

 

Дислалия у детей считается самым лёгким речевым нарушением. Но если вовремя не обратиться к логопеду и не исправить дефекты произношения, это может негативно отразиться в дальнейшем на всём процессе школьного обучения.

 

Хотелось бы напомнить вам, уважаемые родители, о некоторых простых вещах: побольше читайте сказок малышу, учите потешки и стишки, играйте в пальчиковые игры, пойте детские песенки и не «сюсюкайте» с ребёнком. Выполняя всё это, вероятнее всего, вы не столкнётесь с такой проблемой, как дислалия.

 

Записаться на консультацию