ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЧТО ЭТО ТАКОЕ….
В последние годы наблюдается весьма и весьма печальная тенденция — многие дети не могут самостоятельно и своевременно освоить правильное произношение звуков.
Для того, чтобы помочь ребёнку дошкольного возраста научиться правильно произносить звуки, необходимо проводить артикуляционную гимнастику.
Цель артикуляционной гимнастики – научить ребёнка совершать движения, необходимые для произнесения звуков. Как правило, артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, т.е. взрослый показывает движение, а ребёнок повторяет за ним.
Но при некоторых сложных нарушениях (дизартрия, моторная алалия, РАС) мышцы артикуляционного аппарата слабые и малоподвижные, а движения плохо контролируются. В таких случаях проводится логопедический массаж и/или пассивная артикуляционная гимнастика.
Пассивная артикуляционная гимнастика — что же это значит? А это значит, что все упражнения выполняются с помощью рук взрослого.
Начинать такую гимнастику нужно со знакомства с органами речи. Расположитесь с малышом возле зеркала, покажите и назовите органы речи, дотроньтесь до них своим пальцем, а затем – пальцем ребёнка. Повторите это несколько раз. Затем попросите малыша, чтобы он показал вам пальчиком губы, верхние и нижние зубы, язык.
После этого переходите к пассивным упражнениям. Все движения нужно разучивать и совершать, глядя в зеркало.
1. Если ребёнок не может произвольно открыть рот, легонько разжимаем пальцем зубы и тянем за подбородок.
2. Просим закрыть рот. Помогаем, надавливая на подбородок.
3. Смыкаем пальцами губы для выработки ощущения закрытого рта.
4. «Собираем» губы в трубочку, производя движение к середине губ.
5. Растягиваем губы в «улыбку», фиксируя пальцы в углах рта.
6. Чередуем «улыбку»-«трубочку».
7. Поднимаем верхнюю губу.
8. Опускаем нижнюю губу.
9. Просим открыть рот, и высунуть язычок. Можно дотронуться пальцем до кончика языка и начать отодвигать палец, чтобы язык тянулся за ним. Комментируйте: «Достань мой палец!»
10. Просим убрать язык в рот, нажимаем на кончик пальцем, проталкиваем в рот.
11. Помогите ребёнку пальцем поднять язык вверх (не важно, к какому месту).
12. Затем малыш должен опустить язык вниз (вначале тоже не важно, куда).
Когда движение начинает получаться с вашей помощью, покажите ребёнку, что он может помогать себе своими пальцами, так же как это делали вы.
Постепенно уменьшайте количество помощи, просто обозначайте движение, которое нужно произвести. Например, дотрагивайтесь до уголков рта, а ребёнок пусть тянет туда язык.
В итоге малыш научится совершать движения без вашей помощи.
Помните, что от подвижности речевых органов зависит чистота и правильность произношения как отдельных звуков, так и речи в целом.
⠀