Авторские методики

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей.

В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.

 

 

 

Работая с детьми я применяю в работе различные методики и технологии:

При диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов.

ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Цель логопедического обследования — выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Для обследования звукопроизношения использую методику Г. А. Волковой «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи».

Также активно использую методы логопедического обследования детей, рекомендованные Г. В. Чиркиной.

 

 

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 • уточнение произношения звуков;

• постановка и закрепление отсутствующих звуков;

• развитие фонематического восприятия;

• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

• закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологий позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания.

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмы логопедического массажа.

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико — психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую при работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия.

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.

• Формирование речевой активности.

• Расширение пассивного и активного словаря.

• Формирование навыков словоизменения.

• Формирование навыков словообразования.

• Формирование навыка употребления простых и сложных предложений.

 

 

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной.

Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой.

При обучению рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова.

Также использую оригинальную и эффективную систему работы развития связной речи, разработанную Т. А. Ткаченко.

 

 

Также при работе с детьми активно использую следующие технологии:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Создаю проблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельности ребенка.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие детей с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

При работе учитываю типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Во время занятий проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.

 

 

Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работу нетрадиционные и инновационные технологии.

Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.

 

 

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯметод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа использую произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Музыкальное сопровождение использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

 

 

ТЕХНИКИ ИЗО-ТЕРАПИИ используемые для развития речи:

• пальцевая живопись;

• рисование на стекле;

• рисование на манке;

• рисование ладонями.

 

 

МНЕМОТЕХНИКА – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

• связной речи;

• ассоциативного мышления;

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• воображения;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

 

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

 

 

 

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения позволяют повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

 

 

 

 

 

ЛОГОРИТМИКА — это система музыкально-двигательных речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

 

 

 

 

 

 

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ:

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями;

• массаж приборами Су-Джок терапии;

• массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками.

 

 

Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

 

Считаю, что в работе логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели.

 

Записаться на консультацию