Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР — это сокращенное обозначение широкого спектра речевых патологий у детей. Оно означает «общее недоразвитие речи» и вызывает много тревог у родителей.

 

Общее недоразвитие речи — это нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного состава, грамматической системы и связности речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.

 

 

 

Отличительные признаки детей с ОНР — это не только нарушенная речь, но и такие особенности психики, как агрессивное поведение, заниженная самооценка, тревожность, беспокойство, трудности в общении.

 

 

ОНР сопутствует таким патологическим состояниям, как:

Заболевания, при которых диагностируется ОНР

 

Классификация ОНР

Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:

 

 

1. ОНР 1 уровня — это отсутствие связной речи;

 

 

ОНР 1 степени

 

 

2. ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы:

 

ОНР 2 степени

 

3. ОНР 3 степени — формирование связной речи;

 

ОНР 3 степени

 

 

4. ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике.

 

ОНР 4 степени

 

 

ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.

 

 

 

Не стоит волноваться, если в два года ваш малыш только пытается связывать понятные, но не очень отчетливо звучащие, слова в предложения. Он с удовольствием слушает, как вы с ним разговариваете, и отвечает вам. Это не ОНР.

 

 

 

Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному — это зависит от степени недуга.

 

Проявления ОНР у дошкольников

 

Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.

 

Характеристика уровней ОНР

Так выглядит речевая функция по уровням.

1 уровень ОНР:

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;

  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);

  • выговаривание невнятное и искаженное;

  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;

  • смысл фраз малопонятен;

  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);

  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень ОНР:

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;

  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;

  • ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);

  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);

  • увеличение активного и пассивного словаря;

  • улучшение произношения.

3 уровень ОНР:

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;

  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);

  • первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);

  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;

  • грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);

  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).

4 уровень ОНР:

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

  • обширный словарь;

  • сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;

  • распознавание звуков недостаточно отчетливое;

  • негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;

  • наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);

  • грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);

  • трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Коррекция ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Коррекция ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.

Далее  составляется логопедическая характеристика, где подробно описывается состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

 

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

 

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.

 

Записаться на консультацию