ОНР — это сокращенное обозначение широкого спектра речевых патологий у детей. Оно означает «общее недоразвитие речи» и вызывает много тревог у родителей.
Общее недоразвитие речи — это нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного состава, грамматической системы и связности речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.
Отличительные признаки детей с ОНР — это не только нарушенная речь, но и такие особенности психики, как агрессивное поведение, заниженная самооценка, тревожность, беспокойство, трудности в общении.
ОНР сопутствует таким патологическим состояниям, как:
Классификация ОНР
Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:
1. ОНР 1 уровня — это отсутствие связной речи;
2. ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы:
3. ОНР 3 степени — формирование связной речи;
4. ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике.
ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.
Не стоит волноваться, если в два года ваш малыш только пытается связывать понятные, но не очень отчетливо звучащие, слова в предложения. Он с удовольствием слушает, как вы с ним разговариваете, и отвечает вам. Это не ОНР.
Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному — это зависит от степени недуга.
Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.
Характеристика уровней ОНР
Так выглядит речевая функция по уровням.
1 уровень ОНР:
Для первого уровня характерны:
-
активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
-
из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
-
выговаривание невнятное и искаженное;
-
звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
-
смысл фраз малопонятен;
-
многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
-
активная жестикуляция и мимика.
2 уровень ОНР:
Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:
-
построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
-
произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
-
ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
-
малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
-
увеличение активного и пассивного словаря;
-
улучшение произношения.
3 уровень ОНР:
Характеристики третьего уровня:
-
активное построение фраз и несложных предложений;
-
лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
-
первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
-
звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
-
грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
-
замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).
4 уровень ОНР:
Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:
-
обширный словарь;
-
сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
-
распознавание звуков недостаточно отчетливое;
-
негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
-
наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
-
грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
-
трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.
Коррекция ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.
Коррекция ОНР
Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.
В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.
Далее составляется логопедическая характеристика, где подробно описывается состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.
Что можно сделать еще
Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».
Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.
Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.