КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШЕГО ЛОГОПЕДА — ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ
Что такое «хороший логопед» и на что нужно обратить внимание при выборе специалиста для Вашего ребенка? За годы работы и регулярного общения с коллегами я выделила для себя 3 главных критерия хорошего логопеда. И это совсем не отзывы других родителей и опыт работы.
1. Диагностика
Речевых нарушений великое множество, и кроме того, двух одинаковых детей на свете не бывает. Поэтому настоящий хороший логопед никогда не начнет работу с ребёнком, предварительно не проведя диагностику, не выяснив, что именно нарушено у Вашего ребёнка. Только тщательно изучив, проанализировав речевые возможности ребенка, а также узнав его сильные и слабые стороны, можно добиться хороших результатов.
Обязательно обратите внимание, насколько тщательно логопед проводит диагностику перед началом занятий (и проводит ли он её вообще).
2. Подготовка к занятию
А значит — индивидуальный ответственный подход к каждому ребенку. Хороший логопед для меня тот, кто не действует по готовым шаблонам, а для каждого ребёнка подбирает нужные именно ему задания, игры и упражнения.
Понаблюдайте, с чем логопед «приходит на занятия»: использует ли он разнообразные материалы (картинки, карточки, игры, пособия, альбомы, игрушки и т.д.) или же приходит с «книжечкой под мышкой» или совсем «без ничего»? Как выглядит домашнее задание, персонализировано ли оно именно под вашего ребёнка? Узнайте, есть ли у логопеда план занятий? Попробуйте спросить, что он планирует делать на следующем занятии, через неделю, через месяц и т.д.?
3. Образование
За много лет работы у меня НИ ЕДИНОГО РАЗА, НИ ОДИН ИЗ РОДИТЕЛЕЙ не спросил о моём образовании, не попросил показать дипломы и сертификаты, так сказать не «убедился в моей благонадежности». Но при этом они доверяют мне своих детей. Странно? Более чем….
Наша речь — это очень и очень сложно организованная высшая психическая функция, и, разумеется, логопед должен чётко понимать, как именно функционирует эта система. Для этого ему обязательно нужны качественные, глубокие знания в области анатомии, физиологии, психологии, педагогики, нейропсихологии. Именно поэтому качественное и регулярное образование для логопеда очень важно.
Обязательно спросите Вашего логопеда об образовании, не стесняйтесь попросить его показать свои дипломы и сертификаты. Хорошему и настоящему логопеду нечего скрывать, и он «нормально» отреагирует на Вашу просьбу. А «Ваша душа» будет спокойна.
А как же отзывы и опыт работы, спросите Вы ?…
Конечно это тоже важно, но лично для меня они не являются определяющими.
Например, я знакома с одной «дамой-логопедом» с 22-х летним стажем за спиной, которая всю свою жизнь работает по единственной методике, которой её обучили на практике во времена её обучения в ВУЗе. Она не признаёт ничего нового, не считает нужным и необходимым учиться чему-то новому, изучать опыт других логопедов, читать последние исследования в области логопедии/психологии/нейропсихологии, учиться новым техникам и методикам. А на вопрос: «Почему?» — отвечает: «Глупости всё это. Старое работало сто лет и ещё столько же проработает. На мой век точно хватит!».
И в тоже время порой удивляет работоспособность и рвение к работе совсем молодых, начинающих и неопытных логопедов, которые тщательно готовятся к каждому занятию с каждым ребёнком, читают горы литературы в поисках нового, более эффективного, вкладывают частичку души в каждого ребенка и, разумеется достигают просто блестящих результатов.
Так что опыт — это далеко не всегда гарантия и показатель качества.
А что же с отзывами? Отзывы в работе с детьми дело совсем не благодарное и вот почему. Не бывает двух одинаковых детей и поэтому то, что сработало с одним ребёнком вполне может не сработать с другим. И то, что не помогло одному ребёнку — вполне может дать отличный результат при работе с Вашим.
Поэтому слушайте только себя, доверяйте своим ощущениям и интуиции и, конечно же реакции Вашего ребёнка на работу со специалистом.
Занятия с логопедом узнать подробно